Маск известен во всем мире как человек, который меняет индустрии, устанавливая новые стандарты. PayPal изменил отношение к электронным платежам, а ракета SpaceX произвела революцию в космической отрасли. Сейчас Маск сосредоточился на программировании.
Компания Маска OpenAI предложила миру алгоритм Codex. Это решение на базе искусственного интеллекта, которое умеет записывать команды на английском в виде кода. Таким образом можно создать небольшую игру или веб-приложение.
Codex находится на этапе бета-тестирования — доступ к алгоритму имеют лишь несколько программистов. Но мир хорошо знает Илона Маска. Поэтому самое время поговорить о том, как изменится мир, когда Codex и подобные решения выйдут на общий рынок. Прежде всего — как изменится IT-сектор, станут ли зарплаты программистов ниже, а написание кода проще.
Codex использует алгоритм GPT-3. Что это значит простыми словами? В мире, а именно в интернете, существует множество ранее созданных алгоритмов на разных языках программирования. Каждый алгоритм выполняет какое-то действие. GPT-3 связывает запрос на простом английском с одним или несколькими алгоритмами. Например: «выделить текст красным цветом». Или, сложнее: «загрузить данные и отсортировать по дате последнего обновления».
Таким образом Codex может работать не только как помощник при создании кода, а еще как переводчик с одного компьютерного языка на другой. Сейчас больше всего алгоритму нравится относительно простой язык Python. К тому же искусственный интеллект может самообучаться и запоминать контекст команд, чтобы лучше отбирать алгоритмы для их выполнения.
Авторы Codex построили свой концепт на идее, что огромное количество кода дублирует или полностью копирует уже существующие программы, и нет смысла изобретать велосипед, если он доступен в открытых источниках.
Во время впечатляющей презентации технический директор Грег Брокман и руководитель Codex Войцех Заремба создали небольшую игру с нуля. Конечно, они к этому готовились, так что постороннему человеку это будет не так просто сделать. Но и решение еще только на стадии бета, ему есть куда расти.
Брокман и Заремба считают, что их продукт сможет освободить время программистов для творческих нестандартных задач, позволив быстро выполнять монотонную, стереотипную работу.
CEO IT-компании LITIKO и администратор сообщества IT-Ukraine Сергей Литвиненко считает, что Codex и другие подобные алгоритмы позволят добавить элементы программирования к многим другим профессиям. С помощью голосовых или письменных команд журналисты, доктора, даже писатели смогут автоматизировать часть рутинной работы. Но это не сделает их программистами.
Литвиненко довольно скептически относится к идее, что любой сможет легко использовать Codex. Для этого нужно хорошо понимать, какой результат человек хочет получить, и дать соответствующую точную команду. А много ли вы знаете людей, которые безупречно умеют выражать свои мысли? Тем более если у человека английский не родной — а с другими языками Codex еще не работает.
Заметим, что low-code решения в разработке существуют уже давно. Множество онлайн-конструкторов предлагают создать сайт из готовых элементов без кода. Есть также системные решения, где можно собрать определенный алгоритм в рамках системы, не написав при этом ни строчки кода, и пользуясь только встроенными возможностями.
Конечно, такие сайты и алгоритмы не слишком сложные. Но, во-первых, low-code и no-code решения развиваются и усложняются. Во-вторых, большинству людей и бизнесов хватает простейшего функционала. Для рутинных задач алгоритм Codex пригодится.
Тем не менее, программисты могут спать спокойно. Кто-то должен создавать блоки для этих конструкторов, да? К тому же, некоторые идеи невозможно воплотить с помощью конструктора, так что кому-то придется садиться и писать код. И это будет не Codex — по крайней мере, пока.
Сергей Литвиненко считает, что даже вмешательство Илона Маска не повлияет на высокие зарплаты IT-профессионалов. Да, хлопотной работы вроде создания форм станет меньше. Но высококлассные специалисты останутся в топе рынка.
«Несмотря на то, что каждый год индустрия выпускает сотни джунов-разработчиков, зарплаты сеньоров только растут. Это значит, что рынку критически не хватает классных разработчиков. И меняться этот тренд не будет, потому что в постковидном мире диджитализация стала глобальной фишкой», — говорит он.
Возможно, теперь учиться на программиста надо будет дольше, трехмесячные курсы уже не пригодятся. Но учитывая растущий спрос рынка на цифровые решения, а также тех, кто умеет их разрабатывать и поддерживать, пока программистам безработица не грозит.